/Профессиональное оборудование и химия для клининга

450022, Уфа,
ул. Маршала Жукова, д. 39
+7 (347) 266 0181

8 927 236 0181


30.01.2015 14:25
/articlesid60.html
Статьи / На заметку /
Утилизация ПНГ

Решение проблемы утилизации ПНГ (и обеспечение приоритетного доступа для производителей СОГ к ГТС как ее составной части) неизбежно связано с усилением роли государства в нефтегазовом секторе, но не в смысле директивного управления или администрирования, а как результат расширения и усложнения регулирующих функций. В частности, речь идет о возврате в непосредственное государственное ведение функций по регулированию объемов производства газа и доступа производителей к газотранспортной системе (ГТС), которые в настоящее время фактически переданы ОАО «Газпром».

Обеспечение приоритетного доступа для производителей СОГ к ГТС следует считать составной частью более широкой проблемы утилизации ПНГ, острота и актуальность которой связана с тем, что в настоящее время в факелах сжигается, по разным оценкам от 15 до 20 млрд. м3 газа, извлекаемого вместе с нефтью. Данная проблема является комплексной, она содержит множество аспектов технического, экономического и организационно-институционального характера для грунтовки праймер.

В основе решения проблемы доступа ПНГ к ГТС лежит решение двух основных блоков проблем:


Балансы производства и потребления газа должны формироваться «эшелонированным» образом, т.е. на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. При этом одной из главных задач разработки прогнозных балансов газа является определение направлений и масштабов развития газотранспортной инфраструктуры, включая системы газопроводов и ПХГ с целью устранения существующих и предотвращения будущих дефицитов мощностей. Особая значимость данной задачи обусловлена тем, что именно дефицит мощностей газотранспортной инфраструктуры в настоящее время создает основу различного рода ограничений для производителей газа на пользование услугами ГТС. И это отнюдь не локальная проблема того или иного поставщика газа, а проблема системного свойства, значительно снижающая эффективность функционирования всего газового хозяйства. В отличие от прогнозных, среднесрочные балансы должны задавать ориентиры для подготовки конкретных планов развития газового хозяйства, в качестве средств реализации которых следует рассматривать, в частности, проекты развития и реконструкции ГТС, а также планы проведения конкурсов и аукционов на пользование недрами с помощью изолировочных машин.

Главная задача текущих балансов газа - балансировка спроса и предложения с учетом реально существующих ограничений со стороны производства газа и мощностей ГТС. Формирование приоритетов включения тех или иных источников газа в баланс, а соответственно и доступа к ГТС, наиболее актуально именно при разработке текущих балансов. Указанные приоритеты должны учитывать технические и экономические особенности различных источников газа и, в частности, возможности регулирования объемов производства - нерегулируемые (или слабо регулируемые) источники должны при прочих равных условиях иметь более высокий приоритет по сравнению с прочими источниками газа.

По нашему мнению, ранжирование источников газа должно иметь следующий вид:


В основе ранжирования различных источников газа лежит возможность регулирования· добычи. Например, в настоящее время в связи с практическим отсутствием закачки газа в пласт для повышения нефтеотдачи возможность регулирования поставок на рынок сухого отбензиненного газа нефтяных месторождений отсутствует.

С учетом сформулированных приоритетов и существующих ограничений по транспорту газа должны определяться возможные объемы (квоты) поставок газа по каждому источнику с разбивкой по конкретным добывающим компаниям (производителям газа). Тем самым создается основа для формирования совокупности контрактов на пользование услугами ГТС между добывающими компаниями и собственником ГТС.

Квотирование доступа к ГТС образует нормативную часть процесса балансировки, которая играет главную роль в условиях дефицита мощностей. Именно наличие такового дефицита и предопределяет необходимость квотирования, как единственного способа решения проблемы доступа к ГТС при неразвитом рынке газа и монополизации услуг по его транспортировке. Тарифные методы регулирования (балансировки) играют вспомогательную роль - их следует рассматривать в качестве инструмента, стимулирующего пользователей ГТС к максимально точному соблюдению выделенных квот на транспортировку газа.

В современных условиях экономические (ценовые) методы балансировки (аукционный, инвестиционный, опционный доступ и проч.) также могут иметь только подчиненное значение - их можно рассматривать как дополнение к основному (нормативному) подходу, поскольку они в полной мере не гарантируют соблюдение принципа недискриминационного, а тем более приоритетного доступа к ГТС. Однако по мере развития рынка газа, ликвидации существующих дефицитов и реформирования всей системы взаимоотношений в рамках газового хозяйства значимость тарифных и ценовых методов балансировки будет возрастать. При этом актуализируется возможность применения зарубежного опыта регулирования газового хозяйства и доступа к ГТС, базирующегося на рыночных принципах.

Реализация системы регулирования добычи и использования ПНГ на основе балансов газа означает усиление регулирующей роли государства в нефтегазовом секторе. При этом подразумевается не возврат к директивным принципам управления, а возврат государству тех обязательных регулирующих функций, которые в настоящее время де-факто переданы «Газпрому» (либо не исполняются вообще). Прежде всего, это касается разработки самого баланса газа, регулирования объемов производства и вопросов доступа к транспортной инфраструктуре. Естественным образом должно произойти расширение состава и усложнение регулирующих функций государства, поскольку в настоящее время в системе государственного регулирования разработки месторождений, добычи и утилизации ПНГ существуют обширные «белые пятна».

Учитывая сложный и комплексный характер проблемы утилизации ПНГ (и в частности, обеспечения приоритетного доступа производителей СОГ к ГТС), к ее решению будут причастны многие органы власти и управления экономикой, каждый из которых уже в настоящее располагает достаточными полномочиями для решения своей части вопросов. В связи с этим большое значение имеют факторы политической воли и согласованности действий, а при реализации разработанных предложений необходимо обеспечить взаимное соответствие на правовом, административном и операциональном уровнях.

В части нормативно-правового обеспечения представляется необходимым:

• разработка и принятие технических регламентов, регулирующих технико-экономические аспекты процесса добычи и утилизации ПНГ;

• внесение поправок в Закон «О недрах», определяющих порядок отражения условий по утилизации ПНГ в лицензионных соглашениях на право пользования недрами;

• разработка и принятие Закона «О нефти и газе», определяющего статус, место и роль баланса газа в регулировании процессов использования ПНГ, порядок разработки и утверждения баланса газа, а также дающего законодательные гарантии недискриминационного доступа к ГТС для всех производителей газа (включая вопросы приоритетности для тех или иных источников газа);

• разработка и принятие Порядка недискриминационного доступа к ГТС, в котором должны быть определены процедуры реализации принципа приоритетного доступа для производителей СОГ к ГТС.

Учитывая сложный характер предлагаемой системы мер и высокую вероятность неприятия со стороны «Газпрома» и (возможно) органов администрирования, следует отметить некоторые самые первые шаги, к числу которых относятся:

• передача функции по разработке балансов газе (хотя бы в том виде, в каком они разрабатываются сейчас) и регулирования вопросов использования ГТС государственным органам (Минпромэнерго РФ);

• переход от доступа «к свободным мощностям» к равному доступу, хотя бы в отношении вновь вводимых месторождений для всех производителей газа;

• введение некоторых антимонопольных ограничений на операциональном уровне (по мотивации отказов на доступ к ГТС, рассмотрению заявок на получение услуг, техническим условиям подключения новых месторождений и проч.);

• разработка методики подготовки и порядке использования опционов на продажу газа производителями газа собственнику ГТС;

• повышение степени информационной открытости в вопросах использования ГТС (регулярное раскрытие данных о структуре загрузки мощностей ГТС, публичный аудит реальной пропускной спосо6ности ГТС, передача функций по рассмотрению споров, связанных с доступом к ГТС, саморегулируемым организациям газового рынка);

• разработка (под непосредственным контролем государства) набора первоочередных мер по расширению мощностей ЕСГ, в том числе с долевым участием пользователей и соответствующим обеспечением приоритетов доступа к ГТС (в форме «защищенных инвестиционных обязательств»).

В.А. Крюков



Источник: http://rdsgrup.ru/
c 2010-2014 - Моечное оборудование 8 927 236 0181
Карта сайта